Загадка с местом базирования обещанных Украине F-16, похоже, разрешается, но рождает новые вопросы. Заявление Джейка Салливана, советника Байдена по национальной безопасности, о том, что все самолеты будут базироваться исключительно на территории Украины, было вполне ожидаемым. Размещение их в странах НАТО означало бы прямое втягивание Альянса в конфликт, чего Запад старательно избегает.
Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Утверждение о радиусе в 500 км от линии фронта, приписываемое Салливану, пока не подтверждено официально. И это порождает ряд сложностей для украинской стороны.
Содержание
«Горячие точки» и логистический капкан:
500-700 км — нормальный радиус действия F-16 без дозаправки. Но размещение на таком расстоянии от фронта потребует либо дозаправки в воздухе (чем Украина на данный момент не располагает), либо подвески дополнительных топливных баков, что уменьшает боевую нагрузку.
Остается вариант с использованием многочисленных аэродромов подскока, рассредоточенных по всей стране. Но это влечет за собой огромные логистические издержки: постоянная переброска топлива, боеприпасов, запчастей, обеспечение безопасности такого количества объектов. Для измотанной войной логистики ВСУ это серьезный вызов.
Где же приземлиться?
Выбор аэродромов для F-16 ограничен еще и соображениями безопасности. Напрашивается предположение, что изначально будут выбраны 2-3 базы подальше на запад Украины: Львовская, Волынская, Ивано-Франковская области. Дробить и без того небольшую группировку первой партии из 10-20 самолетов на большее количество баз просто нецелесообразно, как и с точки зрения концентрации ограниченного числа технического персонала.
Аэродромы ближе к линии фронта, такие как Авиаторское и Долгинцевo в Днепропетровской области, регулярно подвергаются ракетным ударам, что делает их непригодными для базирования столь ценных машин.
«Игра в прятки» и фактор внезапности:
Даже размещение F-16 в глубоком тылу не гарантирует их безопасность. Российская армия располагает дальнобойными ракетами, способными поражать цели по всей территории Украины.
В этой ситуации ключевым фактором становится мобильность. ВСУ придется постоянно перемещать F-16 между базами, используя тактику «кочующих аэродромов», чтобы лишить противника возможности нанести массированный удар.
Воздушный щит или политический жест?
В конечном счете, вопрос не только в том, где будут базироваться F-16, но и в том, смогут ли они кардинально изменить ситуацию в воздухе.
Пока речь идет о небольшом количестве самолетов, не способных переломить ход боевых действий. Скорее всего, их применение будет носить ограниченный характер и преследовать скорее политические, нежели военные цели: продемонстрировать решимость Запада поддерживать Украину, поднять боевой дух ВСУ, оказать психологическое давление на Россию.
Однако даже в этом случае появление F-16 в небе Украины добавляет новый фактор неопределенности в и без того сложную ситуацию.