Президентская позиция и активность ощутимо заметны в ходе недавнего телеинтервью Владимира Путина, когда он особо подчеркнул, что рецепт успеха в XXI веке – это опора на свои традиционные ценности!
Будущее страны невозможно, если развитие не будет основываться на истории предков, на традиционных ценностях, на глубинной сущности общества, которая передается из поколения в поколение, — обратил внимание национальный лидер России.
По словам В.Путина, успех ждет всех, кто развивается на этой морально-нравственной, исторической и традиционной базе.
Отношение к традициям разделяет глобалистов и традиционалистов-государственников, а носителями традиций выступает старшее поколение, обладающее уникальным историческим и социальным опытом.
Этот опыт является национальным достоянием и бесценным богатством конкретного государства и каждого народа.
Быть может, поэтому, атаки на старшее поколение в разных странах – это не просто проявление конфликта поколений, но следствие специально подготовленных информационных атак, прикрывающихся аргументами насчет темпа современной жизни, насчет будто бы устаревания прежних знаний. На этой основе звучат призывы и лозунги о необходимости непрерывного образования и требований ко всем и к каждому учиться и переучиваться.
Идеологическая борьба вокруг традиций и роли старшего поколения в сфере образования заметна и в нашей стране.
Если Президент Российской Академии образования, доктор исторических наук Ольга Васильева последовательно выступает не просто в поддержку Владимира Путина, но в поддержку традиционных основ российского образования, то ее мнение и оценки периодически опровергаются отдельными руководителями Минпросвещения России, настроенными на более узкий спектр задач российского образования и на потребности лишь экономики, а не российского общества.
Как можно понять, этот зауженный подход противоречит президентским установкам о роли традиций уже по сути своей.
Тем не менее, подход поддерживается представителями «Высшей школы экономики». В частности, кандидат политических наук Виктория Касамара, руководитель всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» фактически опровергает роль и значимость социального и исторического опыта старшего поколения, предлагая в высоком темпе преподавателям «переучиваться и переучиваться», чтобы соответствовать требованиям искусственного интеллекта и нейросетей.
Почему в таком темпе и без обсуждения негативных последствий опасных экспериментов в образовании, то есть при игнорировании значимости образовательных традиций – даже не обсуждается.
Приходится видеть, как противниками традиций в нашей стране внедряется опасная идея переобучения, вероятно, чтобы обесценить стабильные и долговременные основы образования, но также роль и значимость социального опыта. Образовательного и не только.
Вбрасывается странная мысль, что современные российские родители не знают и не понимают, что потребуется их детям для счастья в современной и в будущей жизни.

Родители подаются порой как враги своих детей, что является вопиющим абсурдом. Преподаватели тоже периодически атакуются руководителями образования и экспертами из либерально-западной «тусовки» и около-образовательных кругов.
Ими навязывается точка зрения, что социально незрелых студентов и учащихся фактически нужно понимать, проявляя сочувствие, а не учить, (что подается оппонентами как будто бы вредное поучение).
Противниками роли образовательных традиций (вместо того, чтобы поставить вопрос об ответственном отношении к учебе самих молодых людей, об уважительном отношении к учителям и профессорско-преподавательскому составу вузов и колледжей) предлагается переобучать преподавателей и даже родителей, чтобы изменить их менталитет. Подобную позицию и ее последствия для молодежи и для российского общества надо бы смелей обсуждать в экспертном сообществе.
Тема традиций и отношения к ним касается разных сторон нашей жизни.
Принципиальным политическим ориентиром в этих условиях способна быть президентская позиция и активность Президента России, а это пример для 75 млн. президентских сторонников, для руководителей образования, для родительского сообщества, которое должно бы смелее защищать свои права, воспитывая детей в традиционном духе.
Сергей Першуткин,
доктор социологических наук, академик Академии военных наук
