Финансирование NASA урезали до смешного. В Центре космических полетов имени Годдарда закрывают здания и увольняют тысячи сотрудников. При этом Пентагон продолжает полагаться на ракеты 60-летней давности, а Трамп загадочно молчит о своих планах. Американцы явно к чему-то готовятся — но к чему именно?
Как сообщает Futurism.com, в NASA сейчас царит настоящая паника. Центр космических полетов имени Годдарда — крупнейшая в стране организация ученых и инженеров, подарившая миру телескопы «Хаббл» и «Джеймс Уэбб» — получил внутреннюю служебную записку с требованием радикальных сокращений.
Согласно документу, полученному NASA Watch, центр начинает «серию шагов», которые «сократят наше присутствие за счет меньшего количества зданий». И самое интересное — все это нужно провернуть не за годы, как обычно бывает с госреформами, а к марту 2026 года. То есть буквально за несколько месяцев.
«В отличие от предыдущих масштабных реконфигураций Центра, которые происходили в течение ряда лет, все запланированные переезды будут осуществлены в течение следующих нескольких месяцев», — говорится в меморандуме, где сквозь бюрократический язык проступает настоящая срочность.

Фотография: By Daniel Oberhaus — Own work, CC BY 4.0,
Для понимания масштаба происходящего: это тот самый центр, который сыграл ключевую роль в создании революционных космических телескопов и реализации множества космических миссий. Но его будущее теперь под большим вопросом. Трамп, похоже, решил переориентировать цели агентства с науки на что-то другое — вот только на что именно, никто понять не может.
Ситуация напоминает начало 1990-х в постсоветских НИИ, когда институты сдавали свои площади под склады и офисы, а это был единственный источник выживания для научных коллективов. Только вот Америка вроде как не развалилась — по крайней мере, официально.
В последние десятилетия с NASA вообще происходит что-то странное. Агентство, которое первым высадило человека на Луну и запустило спутники ко всем планетам Солнечной системы, вдруг резко сбавило обороты. Мы постоянно слышим новости о космических достижениях Индии, ОАЭ, даже Люксембурга. А единственным значимым проектом NASA за последние годы стал телескоп «Джеймс Уэбб» — и то его запускали с европейского космодрома на европейской ракете.
Каждая новая администрация Белого дома урезала финансирование космического агентства сильнее предыдущей — эта тенденция началась еще при Билле Клинтоне. Но сейчас ситуация достигла критической точки. И все пытаются понять: что происходит?
Одни считают, что американские президенты перестали думать дальше следующих выборов. Другие шутят, что разработчики видеоигр сейчас платят художникам за картинки космоса больше, чем NASA тратит на реальные исследования. Есть и более экзотические версии.
Но самое интересное начинается, когда смотришь на военную составляющую. На недавнем параде в Пекине китайцы продемонстрировали свои новейшие ракетные комплексы, которые произвели впечатление на западных экспертов. А что же у американцев? У них на вооружении стоит LGM-30 Minuteman разработки 1965 года. Ракете 60 лет — это как если бы современная армия воевала на технике времен Вьетнамской войны.
«Трайдент II» помоложе, но им тоже уже прилично за 30. И никакого движения к модернизации не наблюдается. Пентагон словно застрял во времени где-то между высадкой на Луну и первой войной в Заливе.
А теперь администрация Трампа взялась еще и за NASA. Единственное разумное объяснение этой ситуации с устаревшими «Минитменами» — наличие у Пентагона в рукаве чего-то принципиально нового, на фоне чего все существующие системы вооружений выглядят архаично. Возможно, речь идет о технологиях, о которых широкая публика даже не догадывается.
Что касается сворачивания финансирования NASA — похоже, готовится какое-то важное объявление, которое изменит правила игры. Может, наконец признают существование тех самых НЛО, о которых Конгресс уже несколько лет проводит слушания. Может, объявят о прорыве в области новых двигательных технологий. А может, расскажут что-то такое, что заставит переосмыслить наше понимание космоса.
Кстати, о Трампе. The Washington Post недавно писало, что президент на закрытых совещаниях постоянно спрашивает своих советников: «А когда мы уже расскажем?» О чем именно должны рассказать — в статье не уточняется, но контекст явно касается чего-то связанного с космосом и обороной.
The New York Times в своем недавнем материале отмечает, что в Пентагоне идет беспрецедентная ревизия всех секретных программ последних десятилетий. По словам источников издания, Трамп хочет понять, «на что именно мы потратили триллионы» — и ответ может оказаться весьма неожиданным для публики.
Интересная деталь: SpaceX Илона Маска, который теперь входит в ближний круг Трампа, получает все больше военных контрактов, в то время как традиционные подрядчики вроде Boeing и Lockheed Martin остаются не у дел. Создается впечатление, что частная компания знает что-то важное, чего не знают или предпочитают не знать гиганты военно-промышленного комплекса.
В любом случае, происходящее сейчас в американской космической программе выглядит не как деградация, а как подготовка к чему-то принципиально новому. Старые структуры сворачивают не от бедности — американский оборонный бюджет по-прежнему измеряется сотнями миллиардов долларов в год. Их сворачивают, потому что они больше не нужны. Как конные экипажи после изобретения автомобиля.
Возможно, мы стоим на пороге объявления о технологическом прорыве, который сделает традиционные ракеты и спутники устаревшими. Возможно, речь идет о чем-то еще более фундаментальном — о новом понимании физических принципов, которые лежат в основе космических полетов.
Скорость, с которой закрывают центры NASA, нервозность в Пентагоне, загадочные намеки самого Трампа — все указывает на то, что объявление не за горами. Так что следим за развитием событий внимательно. Потому что когда Америка начинает так откровенно готовиться к чему-то масштабному, обычно это заканчивается событиями мирового значения.
А пока остается только гадать: то ли готовится признание контактов с внеземными цивилизациями, то ли американцы создали принципиально новый тип двигателей, то ли нас ждет какой-то другой сюрприз. В любом случае, когда крупнейшая космическая держава мира начинает спешно сворачивать свою космическую программу — это явный сигнал о грядущих переменах.
Возможно, старая парадигма освоения космоса химическими ракетами себя исчерпала, и мы стоим на пороге новой эры. Или наоборот — от слишком амбициозных планов, о которых мы пока не знаем. Время покажет. Но судя по темпам происходящего, ждать осталось недолго.
