Эмоциональное выступление Председателя Следственного комитета РФ на Петербургском международном юридическом форуме, необъяснимая оговорка Александра Бастрыкина и мгновенный ответ Вячеслава Володина на оскорбление Государственной Думы вошли в новостную повестку печатных и электронных медиа-ресурсов.
Конфликт двух ключевых политиков и государственных деятелей нашей страны стал потехой для блогеров, однако в дискредитации нижней палаты федерального Парламента и в дискредитации законодательной ветви власти смешного мало.
Можно согласиться, что накопились вопросы к депутатам Государственной Думы насчет качества определенных законов, насчет необъяснимых объятий с исполнительной властью, насчет недостаточного использования возможностей экспертных советов при комитетах Государственной Думы.
Однако эти вопросы не скрываются, а в той или иной степени решаются. Что касается обвинений депутатов за преступления мигрантов, то постановка вопроса и даже намеки способны удивлять.
Можно ли эту ответственность перекладывать на российский парламент и главной причиной объявлять «де-факто» изъяны российского законодательства, при этом вскользь отмечая нежелание бизнеса многопланово работать с приглашаемыми трудовыми мигрантами и пассивность по их интеграции в российское общество местных и региональных органов власти? Вряд ли.
Ни с правовой, ни с морально-этической точек зрения недопустимо приписывать федеральным депутатам ответственность за провалы в реализации государственной миграционной политики, за невыстроенность системы работы на районном уровне с мигрантами и с национально-культурными объединениями, с землячествами.
При множестве задач, решаемых Государственной Думой с учетом развития разных отраслей законодательства, миграционная тематика – одна из многих в поле зрения ее руководства и депутатов. Реализуется широкий подход к миграционной тематике с анализом предпосылок того или иного федерального закона и с прогнозированием последствий, чем занимаются руководство Государственной Думы и ее комитетов, решая не только правовые, но и политические задачи широкого диапазона.
Ситуация с мигрантами в нашей стране непростая, если руководствоваться социологическим и политологическими оценками за последние десять лет и учитывать минимальную степень реализации органами власти предложений по итогам исследований.
В этих условиях требуется наращивание социолого-политического анализа миграционных проблем, а это – куда более сложная и многомерная задача, чем расследования правоохранительными органами миграционных преступлений.
Миграционная тематика множеством нитей связана как с государственной социальной политикой, так и с международными отношениями в Центрально-Азиатском регионе. А это уже – поле деятельности Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Российской Федерации надо целенаправленно закрепляться в этом регионе на фоне активности США, Турции и Китая, а важнейшим инструментом выступает миграционное сотрудничество и миграционная политика нашей страны.
Автор:
Першуткин Сергей Николаевич, доктор социологических наук, эксперт-аналитик