В четверг сотни тракторов захлестнули центр Брюсселя , а разгневанные фермеры забросали Европейский парламент яйцами. Хотя сельское хозяйство не входило в повестку дня встречи лидеров ЕС, политики могут обнаружить, что игнорируют эти претензии на свой страх и риск.
Вот взгляд на то, что стоит за протестами фермеров, которые уже несколько месяцев охватывают Европу – в таких странах, как Греция, Германия, Португалия, Польша и Франция, где правительство было застигнуто врасплох на этой неделе блокадой автомагистрали Парижа.
Некоторые опасения, такие как план Берлина по поэтапному отказу от налоговых льгот на сельскохозяйственное дизельное топливо, чтобы сбалансировать бюджет, или требование Нидерландов по сокращению выбросов азота , специфичны для конкретной страны. Но многие из них являются общими для всего континента.
Фермеры заявляют, что они сталкиваются с падением отпускных цен, ростом затрат, жестким регулированием, мощными и властными розничными торговцами, долгами, изменением климата и дешевым иностранным импортом, и все это в рамках сельскохозяйственной системы ЕС, основанной на предпосылке «чем больше, тем лучше».
Затраты растут, цены падают
Затраты фермеров – особенно на энергию, удобрения и транспорт – выросли во многих странах ЕС, особенно после вторжения России в Украину в феврале 2022 года. В то же время правительства и розничные торговцы, помня о влиянии кризиса стоимости жизни на потребителей, принял меры по снижению роста цен на продукты питания.
Цены на фермах – базовая цена, которую фермеры получают за свою продукцию – упали в среднем почти на 9% в период с третьего квартала 2022 года по тот же период прошлого года, согласно данным Евростата, проанализированным Politico , при этом было всего несколько продуктов, включая оливки. нефть, испытывающая дефицит, что противоречит этой тенденции.
Импорт также является проблемой, особенно в Центральной и Восточной Европе, где поток дешевой сельскохозяйственной продукции из Украины – на которую ЕС отменил квоты и пошлины после вторжения России – привел к снижению цен и усилил недовольство недобросовестной конкуренцией.
Польские фермеры начали блокировать дороги из Украины в знак протеста еще прошлой весной, и хотя Брюссель вскоре ввел ограничения на экспорт Киева в ближайшие соседи, как только срок их действия истек, Венгрия, Польша и Словакия объявили о своих собственных ограничениях.
«Украинское зерно должно идти туда, где оно должно быть, на азиатские или африканские рынки, а не в Европу», — заявил в прошлом месяце профсоюз польских фермеров.
В других странах Европы, особенно во Франции , дешевый импорт из дальних стран является источником растущего гнева. Продукция из таких стран, как Новая Зеландия и Чили, вызывает возмущение из-за того, что ей не приходится соблюдать те же строгие правила, что и фермерам ЕС.
Переговоры по заключению широкомасштабного торгового соглашения между ЕС и южноамериканским торговым блоком Меркосур стали предметом особого гнева, поскольку европейские фермеры недовольны перспективой недобросовестной конкуренции в сфере сахара, зерна и мяса.
Повышение температуры, рост напряженности
Экстремальные погодные явления, вызванные изменением климата, все больше влияют на производство: некоторые водоемы на юге Испании заполнены всего на 4%, а лесные пожары в прошлом году уничтожили около 20% годового дохода греческих ферм.
В Южной Европе до сих пор наблюдалось относительно мало протестов, но ситуация может измениться, поскольку правительства, особенно в Испании и Португалии, рассматривают возможность введения чрезвычайных ограничений на воду на фоне рекордной засухи .
В более широком смысле, многие фермеры не только чувствуют себя преследуемыми со стороны, по их мнению, брюссельской бюрократии, которая мало знает о своем бизнесе, но и жалуются, что чувствуют себя зажатыми между явно противоречивыми общественными требованиями дешевого продовольствия и экологически безопасными процессами.
И чтобы все это зафиксировать…
Общая сельскохозяйственная политика (CAP), система субсидирования стоимостью 55 миллиардов евро в год, на которой зиждется продовольственная безопасность Европы уже более 60 лет, исторически основывалась на экономии за счет масштаба: более крупные фермы, более крупные хозяйства, общие стандарты.
Это способствовало консолидации – число ферм в ЕС сократилось более чем на треть с 2005 года – в результате чего многие более крупные фермы с высоким уровнем долга в низкорентабельном бизнесе, а более мелкие фермы становятся все более неконкурентоспособными.
В последнее время сельскохозяйственный сектор, на долю которого приходится 11% выбросов парниковых газов в ЕС, все больше встревожен правилами стратегии ЕС «от фермы до вилки», являющейся частью ключевого европейского зеленого соглашения, направленного на то, чтобы сделать блок климатически нейтральным путем 2050.
Цели включают сокращение вдвое использования пестицидов к 2030 году, сокращение использования удобрений на 20%, выделение большего количества земель для несельскохозяйственного использования (например, оставление их под паром или посадку непродуктивных деревьев) и удвоение органического производства до 25% всех сельскохозяйственных угодий ЕС.
Многие фермеры уже жалуются, что существующие правила ЕС в таких областях, как ирригация и защита животных, интерпретируются слишком строго. Они утверждают, что новая «зеленая» политика несправедлива, нереалистична, экономически нежизнеспособна и в конечном итоге обречена на провал .
Что делают политики, пытаясь подавить протесты – и добьются ли они успеха?
Национальные правительства предприняли шаги: Берлин смягчил свои планы по сокращению субсидий на дизельное топливо; Париж отменил повышение налога на дизельное топливо, отложил другие меры и пообещал помощь в размере 150 миллионов евро, что побудило фермерские союзы призвать своих членов приостановить протест.
«Повсюду в Европе возникает один и тот же вопрос: как нам продолжать производить больше, но лучше? Как мы можем продолжать бороться с изменением климата? Как мы можем избежать недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных стран?», — заявил в четверг премьер-министр Франции Габриэль Атталь.
На уровне ЕС Европейская комиссия предложила ограничить импорт сельскохозяйственной продукции из Украины с помощью «аварийного тормоза» и освободить фермеров к 2024 году от обязательства оставлять 4% своих земель под паром, продолжая получать субсидии ЕС.
Боясь еще больше не расстроить и без того мятежный сектор, президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Ирландии Лео Варадкар заявили, что предлагаемое торговое соглашение ЕС-МЕРКОСУР не должно быть подписано в его нынешнем виде.
Поскольку фермеры все чаще получают поддержку со стороны крайне правых партий Европы , которые, как ожидается, добьются значительных успехов на выборах в Европейский парламент, которые состоятся в июне, дальнейшие уступки кажутся более чем вероятными.