С 5 февраля 2025 года в России вступает в силу новый механизм контроля за иностранными гражданами, незаконно находящимися на территории страны – реестр контролируемых лиц. Это значительное изменение миграционной политики, направленное на усиление контроля и предотвращение правонарушений со стороны иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство. Данная статья подробно рассмотрит порядок формирования и функционирования этого реестра, а также его последствия для иностранных граждан и российских граждан и юридических лиц.
Формирование реестра контролируемых лиц
В реестр будут включаться иностранные граждане, в отношении которых применяется режим высылки. Режим высылки – это комплекс мер, ограничивающих определенные права и свободы иностранца, находящегося в стране незаконно. Он вводится до момента выдворения иностранца из России (депортации или самостоятельного выезда) или до момента урегулирования его правового статуса. Включение в реестр – это не просто формальность, а сигнал о начале пристального наблюдения со стороны правоохранительных органов.
Ограничения, связанные с включением в реестр
Включение в реестр контролируемых лиц влечет за собой ряд существенных ограничений: *Ограничение доступа к образованию: Несовершеннолетние иностранцы, находящиеся в стране незаконно, не смогут посещать школы и детские сады. Это направлено на пресечение использования несовершеннолетних в целях уклонения от ответственности и обеспечения их безопасности. Ограничение права управления транспортными средствами: Иностранцы, внесенные в реестр, лишаются права управлять транспортными средствами.
Сведения об иностранных гражданах вносятся в реестр контролируемых лиц в следующих случаях:
— истечение срока временного пребывания, разрешения на временное проживание (в том числе в целях получения образования), вида на жительство, патента, разрешения на работу, трудового договора, сокращение срока временного пребывания;
— передача по реадмиссии в Россию иностранного гражданина, при отсутствии законных оснований для его нахождения в России;
— аннулирование визы (в том числе электронной), разрешения на временное проживание (в том числе в целях получения образования), вида на жительство;
— принятие решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем, об отказе в признании беженцем, об отказе в предоставлении временного убежища, о лишении временного убежища или статуса беженца, об утрате временного убежища или статуса беженца;
— истечение 72-х часов пребывания иностранного гражданина, находящегося в качестве пассажира на борту круизного судна или парома, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;
— решение о прекращении российского гражданства при отсутствии законных оснований для нахождения на территории России;
— назначение административного наказания в виде административного выдворения;
— решение о депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), неразрешении въезда, ограничении выезда;
— незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;
— вступление в силу обвинительного приговора суда о признании иностранного гражданина виновным в совершении преступления.
Иностранным гражданам, включенным в реестр контролируемых лиц, запрещается:
— изменять место жительства (пребывания) без разрешения органа внутренних дел;
— выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает);
— приобретать и регистрировать недвижимость, транспортные средства;
— заключать брак;
— учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
— открывать банковский счет и осуществлять банковские операции (за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц).
Это включает запрет на сдачу экзаменов на получение водительских прав, выдачу, замену или обмен российских и международных водительских удостоверений. Нарушение этого запрета повлечет за собой серьезные последствия. Обязанность явки в органы внутренних дел: Контролируемое лицо обязано явиться по предписанию в установленный срок к должностному лицу органа внутренних дел. Неявка или неоднократное неисполнение предписаний и ограничений может стать основанием для депортации. Депортация и помещение в специальное учреждение: В случае двукратного и более нарушения установленных ограничений, в отношении иностранца будет принято решение о депортации. Более того, его могут поместить в специальное учреждение территориального органа МВД России до момента выдворения из страны. Это серьезная мера, подчеркивающая необходимость строгого соблюдения предписаний.
Проверка сведений о контролируемых лицах: С 5 февраля 2025 года граждане и юридические лица (включая работодателей) получат возможность проверять наличие сведений об иностранце в реестре контролируемых лиц. Это осуществляется через интерактивную форму в режиме «запрос-ответ», что упрощает процедуру проверки и позволяет своевременно идентифицировать иностранных граждан, находящихся в стране незаконно. Такая прозрачность системы способствует борьбе с теневой занятостью иностранной рабочей силы и предотвращению возможных правонарушений.
Юридические последствия
Важно понимать, что включение в реестр контролируемых лиц – это серьезное юридическое последствие, влекущее за собой не только ограничения прав и свобод, но и риск депортации и иных административных или уголовных санкций. Иностранным гражданам необходимо строго соблюдать миграционное законодательство, а в случае нарушения – своевременно урегулировать свое правовое положение, чтобы избежать включения в реестр и связанных с этим негативных последствий.
Введение реестра контролируемых лиц – это важный шаг в совершенствовании миграционной политики России. Он позволит более эффективно контролировать поток иностранных граждан, предотвращать правонарушения и обеспечивать безопасность нашей страны. Однако, необходимо обеспечить прозрачность и правовую защищенность как для иностранных граждан, так и для российских граждан и юридических лиц, использующих возможность проверки сведений в реестре. Дальнейшее развитие этой системы потребует постоянного мониторинга и усовершенствования процедур, чтобы гарантировать ее эффективность и справедливость.