Цель террористической атаки в Дагестане на значимый православный праздник – это, во-первых, посеять панику на Кавказе и в целом в нашей стране, во-вторых, подорвать доверие к органам власти и к правоохранительным органам, в-третьих, отвлечь общественное внимание от задач победы на украинском театре военных действий в ходе специальной военной операции.
Нашим ответом должна бы быть консолидация российского общества и укрепление общественной и внутри-политической безопасности, а это, прежде всего, вопросы стратегии, а не только оперативных действий.
При разработке системных ответов целесообразно бы помнить алгоритм антитеррористических действий в зарубежных странах, в том числе в США после террористической атаки 11 сентября 2001 г.
Наряду с неотложными оперативными действиями было проведено экстренное заседание Совета безопасности с выявлением соответствия действующим стратегическим документам новейших тенденций и угроз внутриполитической безопасности.
Были определены поручения по обновлению и дополнению Стратегии национальной безопасности США, по централизации управления общественной и государственной безопасностью. Анализировалась, в том числе, соотношение аналитиков и оперативных работников в правоохранительных органах, качество научного сопровождения органов безопасности, управление общественным мнением со стороны силовых структур и многое другое.
Аналогичные вопросы волнуют и российскую общественность, в том числе неотложный характер системных ответов сценаристам и режиссерам циничного преступления в дагестанском Дербенте в июньские дни 2024 г.
Здесь важны инициативные действия Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации во главе с Владимиром Булавиным и Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции во главе с Василием Пискуновым.
О том, что существуют общественные ожидания в нашей стране насчет необходимости системных ответов свидетельствуют не только паблики и комментарии в интернет-сетях пишущей «публики», но прежде всего содержание разговоров по месту жительства и досуга, а порой даже в ходе случайных совместных поездок , когда невольно озвучиваются волнующие вопросы в ходе обращений к соседям, к сослуживцам, к временным попутчикам.
В очередной раз российское общество и государство столкнулись с техническим сбоем в ходе автоматичекого мониторинга интернет сетей- и телефонных переговоров террористов. Алгоритмы подвели, реальные и своевременные прогнозы не поступили в силовые структуры.. Исполнители террористической атаки не были на подготовительном этапе задержаны . Тем менее, это не повод для пессимизма, хотя невнятная позиция пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова удивляет. То ли растерянность, то ли не- информированность, но самое неприятное –это уход от ответа на волнующий вопрос многих вопрос: «Планируется ли заседание Совета Безопасности России по дагестанским событиям?
Экспертное сообщество, аналитиков и исследователей волнует наряду с этим вопрос обновления и дополнения Стратегии национальной безопасности РФ (с учетом попыток украинского руководства и Запада перенести военные действия в тыл российской армии). А это уже – вопросы внутриполитической безопасности страны.
Отсюда – задачи ее укрепления как фактора обороноспособности в условиях тотальной войны Запада против Российской Федерации.
Автор: Сергей Першуткин, академик Академии военных наук, доктор социологических наук