Если Лейбористская партия сформирует следующее правительство, как показывают опросы, она должна предоставить частному сектору такие стимулы, которые увеличат инвестиции в британскую экономику, сделав ее более продуктивной и экологически чистой. Джо Байден сделал это для США . Почему не Кейру Стармеру в Великобритании?
Трансформация экономики потребует огромных затрат. Хуже того, это растущие расходы, которые выходят далеко за рамки государственных финансов Британии и, возможно, даже ЕС.
Частный сектор предлагает деньги: мир купается в деньгах в поисках дома. Именно спрос на сверхприбыль делает столь необходимую модернизацию британской инфраструктуры – от больниц до электросетей – выглядеть недоступной.
Байден это выясняет. Его Закон о сокращении инфляции (IRA), который является основным средством стимулирования перехода к низкоуглеродному потреблению энергии в США, работает параллельно и частично дублирует двухпартийный закон об инфраструктуре и Закон о чипах и науке, который стимулирует полупроводниковую промышленность США. при стоимости в течение 10 лет около 2 трлн долларов (1,57 трлн фунтов стерлингов).
Субсидии IRA и налоговые льготы сами по себе, стоимость которых первоначально оценивалась в 385 миллиардов долларов, по мнению некоторых аналитиков , могут достичь 3 триллионов долларов, если США достигнут одной из основных целей законодательства – сокращения выбросов электроэнергетической отрасли до 25%. от общего количества в 2022 году.
Чтобы конкурировать с усилиями США, ЕС сформировал фонд NextGenerationEU стоимостью 600 миллиардов фунтов стерлингов для финансирования перехода к «зеленому» и цифровому развитию. Звучит масштабно, но он охватывает 27 стран, и для достижения своих целей его необходимо будет дополнять частными средствами.
Тем временем Великобритания применяет поэтапный подход, предоставляя разовые субсидии на сумму в несколько миллиардов фунтов. Зелёный инвестиционный фонд Лейбористской партии стоимостью 28 миллиардов фунтов стерлингов больше ( если он не будет сокращен до выборов ) и основан на более последовательной промышленной стратегии, но всё ещё выглядит ничтожным в глобальном контексте.
В результате теневой канцлер Рэйчел Ривз, как и все ее коллеги в промышленно развитом мире, нуждается в огромных объемах частного капитала для стимулирования инвестиций.
Субсидии, которые потребовал владелец British Steel, китайская Jingye Group и владелец сталелитейного завода в Порт-Талботе Tata для перехода с угля на электрические печи , были поразительными и дают представление о том, что нас ждет впереди.
Зеленые облигации и инфраструктурные облигации, которые генерируют деньги для проектов, направленных на сокращение выбросов, рассматриваются как важный источник финансирования, но оказались очень дорогими, и цена, вероятно, останется высокой, что ограничивает их привлекательность.
Садик Хан, мэр Лондона, предложил решение, которое, вероятно, станет все более популярным в правительственных кругах: предложение кредитов в обмен на «зеленые» обязательства частного сектора.
Именно это, как предполагает обзор устойчивости Лондона к изменению климата , автором которого является бывший руководитель Агентства по охране окружающей среды Эмма Ховард Бойд, может быть использовано для привлечения инвестиций в столицу. В промежуточном отчете на прошлой неделе она предложила предлагать кредиты покупателям, таким как частные домовладельцы, местные власти или коммунальные компании, такие как Thames Water, если они за свой счет возьмут на себя работу, чтобы добиться «измеримого сокращения» площади непроницаемых поверхностей. что усугубляет наводнение.
Эти кредиты могут длиться десятилетиями и использоваться для компенсации плохого поведения покупателя (скажем, связанных с выбросами углерода аспектов бизнеса), поскольку он стремится достичь чистого нуля.
Углеродные кредиты существуют уже некоторое время и не являются бесспорными. Кредиты основаны на рынках, которые, по мнению критиков, оценивают их слишком дешево, а это означает, что крупные промышленные фирмы могут позволить себе покупать их и продолжать вести дела, как и раньше.
Говард Бойд говорит, что есть способы гарантировать, что кредиты, связанные с инфраструктурными проектами в Лондоне, не будут злоупотреблены. Она также рекомендует продолжить исследование «финансовых моделей, которые создают рынки для инвестиций в экологические решения».
В 1980-е годы Великобритания заплатила за это, продав – с огромной скидкой – десятки государственных активов, от прав на нефть и газ Северного моря до компаний British Telecom, BP и British Airways. В 1990-е годы произошла приватизация железнодорожной сети и Национальной энергосистемы. Правительство Блэра, осознав, что большая часть прошлого богатства была продана, обратилось к будущему, продавая лицензии (компаниям мобильной связи) и долгосрочные контракты, такие как злополучная инициатива частного финансирования .
В наши дни у государства будет еще меньше денег, с которыми можно играть, если мы признаем, что укоренившиеся политические интересы препятствуют реформе налоговой системы и что государственные займы имеют пределы . Это заставляет политиков всех мастей рассматривать инновационные способы привлечения финансирования.
Кредиты на инфраструктуру могут сработать, но они не могут скрыть огромные усилия, необходимые – затраченные сегодня или завтра – для достижения чистого нуля.